О городе


Транспорт
Где остановиться
Связь
Погода
О сайте

 



О городе

Углич - один из самых древних городов Верхней Волги. Местные жители относят его основание к 937 году, когда посланец княгини Ольги выстроил крепость на высоком берегу Волги. Город возник на обжитом месте. В окрестностях Углича археологами найдены следы древних поселений.

Первое упоминание о городе встречается в Ипатьевской летописи под 1148 годом, где город именуется "Угличе поле". До 1218 года Углич зависел от Ростова Великого, князя которого считали одновременно и угличским. После распада сильного Ростово-Суздальского княжества город ненадолго приобретает самостоятельность и становится столицей процветающего удельного княжества. При первом угличском князе Владимире был, вероятно, создан новый кремлевский ансамбль.

В 1238 был Углич дотла сожжен монголо-татарами, но уже при князе Романе (1261-1285 гг.) в городе велось большое строительство. В 1328 году князь Иван Данилович Калита присоединил город к Москве. В период острого соперничества Москвы с Тверью за великокняжеский стол войска тверского князя Михаила дважды осаждали пограничный Углич. В 1371 году город был взят и сожжен. В том же году митрополитом всея Руси Алексием был основан Успенский (позднее Алексеевский) монастырь. Московский князь Дмитрий Донской в 1375 году укрепил город, заново выстроив крепость. В 1380 году угличская дружина во главе со своим князем сражалась на Куликовом поле.

В 1446 году галичский князь Дмитрий Шемяка разжег феодальную войну, отвоевал Москву, захватил в плен великого князя Василия Васильевича, ослепил его (отсюда прозвище "Темный") и сослал его в Углич. Год спустя в Угличском кремле состоялось примирение князей, вскоре вновь последовали военные действия.

С 1462 по 1492 год Угличем правил сын Василия Темного Андрей Большой. Время его правления явилось порой небывалого расцвета и величия города, "золотым" веком угличской культуры. В это время был построен монументальный собор Покровского монастыря, проведена реконструкция кремля. От великолепного кремлевского ансамбля сохранилась только дворцовая палата - уникальный памятник гражданского зодчества XV века. Между Андреем и его старшим братом "государем всея Руси" Иваном III неоднократно вспыхивали конфликты. В 1491 году угличский князь был схвачен и заключен в один из переславских монастырей, где вскоре и умер. Большой пожар, случившийся в это время, довершил упадок города.

Зимой 1550/51 годов в лесах под Угличем была построена деревянная крепость, которую в разобранном виде переправили по Волге под осажденную Казань. Крепость собрали (впоследствии она послужила основанием города Свияжска), и выступившие оттуда русские войска в октябре 1552 года штурмом взяли Казань.

В 1584 году, вскоре после смерти Ивана Грозного, в Углич был привезен младший сын царя Дмитрий вместе со своей матерью, опальной царицей Марией Нагой. Неожиданная гибель царевича послужила причиной народного восстания 15 мая 1591 года, жестоко подавленного властями ( народная молва обвиняла в смерти царевича боярина Бориса Годунова, ставшего вскоре после этого царем ).

В Угличском историко-художественном музее экспонируется знаменитый "ссыльный" колокол - свидетель и участник майских событий 1591 года.

XVII век начался для Углича несчастливо. Едва оправившись от "годунова разорения", город подвергся нападению польско-литовских интервентов в период войны 1608-1611 годов. Отрядами завоевателей были разрушены княжеский дворец, собор XV века, чудом уцелела лишь одна каменная палата дворца удельных князей.

Хотя восстанавливался Углич медленно, но именно в XVII-XVIII веках были созданы его великолепные архитектурные ансамбли - Алексеевский, Воскресенский, Богоявленский монастыри, церкви Рождества Иоанна Предтечи и Корсунская. В окрестностях города в это время создан ансамбль Николо-Улейминского монастыря, Троицкая церковь.

В 1719 году Углич становится центром провинции, в связи с чем был утвержден герб, "сочиненный" в герольд-конторе, основанной Петром I, и присвоенный городу 31 августа 1778 г. Описание герба: "В червленом поле образ убиенного царевича Дмитрия Иоанновича".

В 1784 году был разработан генеральный план Углича, застройка по которому велась неукоснительно вплоть до 1809 года. Застройка центра города, осуществленная по этому плану, сохранилась до нашего времени. В старинных зданиях кремля теперь располагается историко-художественный музей.

При постройке Угличской ГЭС взорван и ушел под воду древний Покровский монастырь с уникальными памятниками 15-17 вв. Половина церквей Углича была снесена, разобраны ограды монастырей, что разрушило их ансамблевую целостность. Усилиями реставраторов удалось вывести из аварийного состояния и спасти от гибели десятки объектов старинной архитектуры, казалось, непоправимо утраченных. Возвращен к жизни в своем первозданном виде архитектурный ансамбль Воскресенского монастыря (1674-77) Углича.

Самый большой праздник в городе - Царевичев день - отмечается в Угличе 28 мая.  Вот что пишут в издании 1912 года об истории праздника:

" Угличский праздник - Царевичев день - отмечался ежегодно 15 мая (по старому стилю 15 мая 1591 года - день гибели царевича) и отличался он глубокой торжественностью. В этот день после литургии "вокруг царевичева дворца" совершался крестный ход несением плащаницы, вышитой матерью царевича, и одра, на котором были несены его святые мощи из Углича в Москву. Под плащаницу или одр угличские граждане - все без различия званий и состояний, почитали непременно своей обязанностию подвести или поднести своих детей, начиная с грудных и до восьмилетнего возраста. В этот майский день вся кремлевская площадь города Углича была наполнена тысячами радостных детей со своими матерями, кормилицами и няньками. Для них в великом множестве организовывались радостные развлечения, игры, гуляния в городском саду. Царевич Димитрий олицетворял собой отрока, не сделавшего никому зла и ставшего символом "жертвы непорочной". Святым мучеником, представшим перед Всевышним и Святой Церковью. Глубокая вера людей, обращающихся с молитвой к царевичу, жаждущих надежды и помощи, превращает это некогда ужаснейший день в светлый радостный праздник. "День убиения царевича - есть день небесной радости, и свою небесную радость он сообщает детям пришедшим на его праздник. Мы не знаем , есть ли где-нибудь еще на свете подобный праздник."


См. также: 

Информация об истории  города на сервере Ярославского университета

Фотографии на сервере администрации Ярославской области 

- часть первая
 - часть вторая