Углич
- один из самых древних городов Верхней
Волги. Местные жители относят его
основание к 937 году, когда посланец
княгини Ольги выстроил крепость на
высоком берегу Волги. Город возник на
обжитом месте. В окрестностях Углича
археологами найдены следы древних
поселений.
Первое
упоминание о городе встречается в
Ипатьевской летописи под 1148 годом, где
город именуется "Угличе поле". До 1218
года Углич зависел от Ростова Великого,
князя которого считали одновременно и
угличским. После распада сильного
Ростово-Суздальского княжества город
ненадолго приобретает
самостоятельность и становится
столицей процветающего удельного
княжества. При первом угличском князе
Владимире был, вероятно, создан новый
кремлевский ансамбль.
В
1238 был Углич дотла сожжен монголо-татарами,
но уже при князе Романе (1261-1285 гг.) в
городе велось большое строительство. В
1328 году князь Иван Данилович Калита
присоединил город к Москве. В период
острого соперничества Москвы с Тверью
за великокняжеский стол войска
тверского князя Михаила дважды осаждали
пограничный Углич. В 1371 году город был
взят и сожжен. В том же году митрополитом
всея Руси Алексием был основан
Успенский (позднее Алексеевский)
монастырь. Московский князь Дмитрий
Донской в 1375 году укрепил город, заново
выстроив крепость. В 1380 году угличская
дружина во главе со своим князем
сражалась на Куликовом поле.
В 1446
году галичский князь Дмитрий Шемяка
разжег феодальную войну, отвоевал
Москву, захватил в плен великого князя
Василия Васильевича, ослепил его (отсюда
прозвище "Темный") и сослал его в
Углич. Год спустя в Угличском кремле
состоялось примирение князей, вскоре
вновь последовали военные действия.
С
1462 по 1492 год
Угличем правил сын Василия Темного
Андрей Большой. Время его правления
явилось порой небывалого расцвета и
величия города, "золотым" веком
угличской культуры. В это время был
построен монументальный собор
Покровского монастыря, проведена
реконструкция кремля. От великолепного
кремлевского ансамбля сохранилась
только дворцовая палата - уникальный
памятник гражданского зодчества XV века.
Между Андреем и его старшим братом "государем
всея Руси" Иваном III неоднократно
вспыхивали конфликты. В 1491 году
угличский князь был схвачен и заключен в
один из переславских монастырей, где
вскоре и умер. Большой пожар,
случившийся в это время, довершил упадок
города.
Зимой
1550/51 годов в лесах под Угличем была
построена деревянная крепость, которую
в разобранном виде переправили по Волге
под осажденную Казань. Крепость собрали
(впоследствии она послужила основанием
города Свияжска), и выступившие оттуда
русские войска в октябре 1552 года штурмом
взяли Казань.
В
1584 году, вскоре после смерти Ивана
Грозного, в Углич был привезен младший
сын царя Дмитрий вместе со своей матерью,
опальной царицей Марией Нагой.
Неожиданная гибель царевича послужила
причиной народного восстания 15 мая
1591 года, жестоко подавленного властями (
народная молва обвиняла в смерти
царевича боярина Бориса Годунова,
ставшего вскоре после этого царем ).
В
Угличском историко-художественном
музее экспонируется знаменитый "ссыльный"
колокол - свидетель и участник майских
событий 1591 года.
XVII
век начался для Углича несчастливо. Едва
оправившись от "годунова разорения",
город подвергся нападению польско-литовских
интервентов в период войны 1608-1611 годов.
Отрядами завоевателей были разрушены
княжеский дворец, собор XV века, чудом
уцелела лишь одна каменная палата
дворца удельных князей.
Хотя
восстанавливался Углич медленно, но
именно в XVII-XVIII веках были созданы его
великолепные архитектурные ансамбли -
Алексеевский, Воскресенский,
Богоявленский монастыри, церкви
Рождества Иоанна Предтечи и Корсунская.
В окрестностях города в это время создан
ансамбль Николо-Улейминского монастыря,
Троицкая церковь.
В
1719 году Углич становится центром
провинции, в связи с чем был утвержден
герб, "сочиненный" в герольд-конторе,
основанной Петром I, и присвоенный
городу 31 августа 1778 г. Описание
герба: "В червленом поле образ
убиенного царевича Дмитрия Иоанновича".
В
1784 году был разработан генеральный план
Углича, застройка по которому велась
неукоснительно вплоть до 1809 года.
Застройка центра города, осуществленная
по этому плану, сохранилась до нашего
времени. В старинных зданиях кремля
теперь располагается историко-художественный
музей.
При
постройке Угличской ГЭС взорван и ушел
под воду древний Покровский монастырь с
уникальными памятниками 15-17 вв. Половина
церквей Углича была снесена, разобраны
ограды монастырей, что разрушило их
ансамблевую целостность. Усилиями
реставраторов удалось вывести из
аварийного состояния и спасти от гибели
десятки объектов старинной архитектуры,
казалось, непоправимо утраченных.
Возвращен к жизни в своем первозданном
виде архитектурный ансамбль
Воскресенского монастыря (1674-77) Углича.
Самый
большой праздник в городе - Царевичев день
- отмечается в Угличе 28
мая. Вот
что пишут в издании 1912 года об истории
праздника:
"
Угличский
праздник - Царевичев день - отмечался
ежегодно 15 мая (по старому стилю 15 мая 1591
года - день гибели царевича) и отличался
он глубокой торжественностью. В этот
день после литургии "вокруг царевичева
дворца" совершался крестный ход
несением плащаницы, вышитой матерью
царевича, и одра, на котором были несены
его святые мощи из Углича в Москву. Под
плащаницу или одр угличские граждане -
все без различия званий и состояний,
почитали непременно своей обязанностию
подвести или поднести своих детей,
начиная с грудных и до восьмилетнего
возраста. В этот майский день вся
кремлевская площадь города Углича была
наполнена тысячами радостных детей со
своими матерями, кормилицами и няньками.
Для них в великом множестве
организовывались радостные развлечения,
игры, гуляния в городском саду. Царевич
Димитрий олицетворял собой отрока, не
сделавшего никому зла и ставшего
символом "жертвы непорочной". Святым
мучеником, представшим перед Всевышним
и Святой Церковью. Глубокая вера людей,
обращающихся с молитвой к царевичу,
жаждущих надежды и помощи, превращает
это некогда ужаснейший день в светлый
радостный праздник. "День убиения
царевича - есть день небесной радости, и
свою небесную радость он сообщает детям
пришедшим на его праздник. Мы не знаем ,
есть ли где-нибудь еще на свете подобный
праздник."
См. также:
Информация
об истории города на сервере Ярославского университета
Фотографии
на сервере администрации Ярославской области
-
часть первая
-
часть вторая
|